Динамика
и текущие характеристики рынка корпоративных облигаций
Корпоративная
облигация — облигация, выпускаемая корпорациями (юридическими лицами) для
финансирования своей деятельности. Как правило, корпоративная облигация
является долгосрочным долговым инструментом со сроком погашения более года.
Классификация корпоративных облигаций
1)
В зависимости от способа обеспечения: Обеспеченные КО — обеспечены залогом
какого-либо движимого или недвижимого имущества предприятия. В случае неуплаты
долга или % по нему происходит реализация залога, выручка от которой идет на
удовлетворение претензий держателя облигации; Необеспеченные КО — представляют
собой общее право требования и не имеют специального обеспечения. При отказе
производить выплаты по облигациям никакое конкретное имущество не может быть
арестовано, то есть кредиторы не имеют какой-либо дополнительной защиты. Выпуск
необеспеченных облигаций могут позволить себе крупнейшие корпорации,
платежеспособность которых не вызывает сомнений.
2)
С точки зрения сохранения срока действия облигации: С неизменным сроком; С
изменяющимся сроком — с сокращенным сроком займа, м.б. отозваны досрочно
3)
По условиям погашения займа: Все облигации одного займа погашаются в одно
время; Эмитент выпускает облигации в несколько серий и каждая серия имеет свою
дату погашения.
4)
С точки зрения стабильности приносимого дохода: С твердым % доходом — доход
остается неизменным в течение всего срока облигации; С плавающим доходом — %
ставка прикрепляется к % ставке по ГКО.
5)
С точки зрения полноты прав, предоставляемых их владельцам: Конвертируемые
облигации — облигация, которая дает инвестору право выбора: рассматривать
данную ценную бумагу как чистую облигацию с заложенной в ее условиях
доходностью или по достижении оговоренного срока конвертировать ее в
определенное число (обыкновенных) акций; Облигации с ордером — дают право на
покупку новых облигаций или акций по фиксированной цене.
Различают
три основных типа участников рынка облигаций: эмитенты, инвесторы и посредники. Эмитенты, выпускающие долговые обязательства, должны быть способны
обеспечить достаточные для привлечения инвесторов гарантии и обладать
соответствующей кредитоспособностью. Инвесторам
необходима уверенность в надежности размещения своих средств, в том, что они
получат причитающийся им процент и что основная сумма займа будет возвращена
при наступлении срока.
Компании прибегают к выпуску облигаций в связи с тем, что:
суммы, которые можно заимствовать на рынке
облигаций, обычно крупнее тех, что готов предоставить отдельно взятый банк;
величина займа может исчисляться миллиардами долларов;
заемщики обычно стремятся к наиболее
конкурентоспособным ставкам финансирования, которые не всегда могут быть
предложены банками;
необходимый срок займа превышает тот срок,
на который банк готов предоставить средства, например в случае финансирования
долгосрочного инвестиционного плана;
рынок облигаций позволяет быстро (иногда в
течение суток) получить денежные средства.
Инвесторы - участники рынка, предоставляющие капитал взаймы
эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают
на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а
также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер
вознаграждения тесно связан с уровнем риска.
Принято
различать две основные группы инвесторов:
·
организации
(институциональные инвесторы);
·
физические лица
(частные инвесторы).
Действующие
на рынках облигаций посредники -
торговые и инвестиционные банки, брокеры, маркет-мейкеры, финансовые
консультанты - сводят вместе покупателей и продавцов, тем самым обеспечивая
совершение сделок на выгодной для всех сторон (включая и себя) основе.
Посредники также отвечают за организацию процесса выпуска облигаций и торговли
ими. Выпуск новых долговых инструментов с целью привлечения средств
осуществляется на первичном рынке. После выпуска облигация может обращаться, то
есть продаваться и покупаться на вторичном рынке. Подавляющую долю рынка
долговых обязательств занимает торговля выпущенными инструментами.
В
момент перехода России к рыночной экономике рынок ценных бумаг был слабо
развит. Начиная с 2001 года рынок внутреннего долга рос в среднем на 60 %
ежегодно. И объемы обращающихся выпусков облигаций к 2010 году более чем в 26
раз стал превышать объемы 2001 года.
Рост
рынка в 2006-2007 годах произошел преимущественно за счет выпусков облигаций
третьего эшелона (агросектор, торговля, продукты питания, строители и т.д.).
По
данным КИТ Финанс в структуре выпусков (до кризиса) на долю первоклассных
заемщиков (ЛУКОЙЛ, РЖД, Газпром, РусГидро и т.д.) приходилось около 23 %, на
эмитентов второго эшелона (телекомы, ОГК, ТГК, металлургия и т.д.) – 27 %, на
эмитентов третьего – 50%.
Таким
образом, бесконтрольный рост рублевого долга и мировой финансовый кризис в 2008
году сделали свое дело. Произошло значительное снижение уровня ликвидности,
которое проявилось сильнейшим обвалом на рынке корпоративных облигаций.
Преодоление
кризиса на фондовом рынке будет способствовать развитию реального сектора. В
перспективе за счет эмиссии акций и облигаций корпоративный сектор сможет
получать 45–50 млрд долл. в год. Рост котировок акций даст возможность укрепить
и увеличить залоговую базу для получения предприятиями кредитов. В целом все
это позволит преодолеть кризис и даст экономике России импульс для дальнейшего
развития.
|