Приветствую Вас Гость | RSS

Всё самое интересное из разных наук

Вторник, 19.09.2017, 14:51
Главная » Статьи » Лекции и материалы » Финансы и кредит

Прямое и косвенное регулирование финансового рынка

Прямое и косвенное регулирование финансового рынка

 

Рыночные отношения требуют использования и дальнейшего развития инфраструктуры рынка на базе единой финансовой политики, соответствующей избранным стратегиям и тактике поведения государства в сфере регулирования рынка. К сожалению современная экономика России характеризуется отсутствием последовательности в применении мер по государственному регулированию финансовых отношений, что снижает, либо сводит «на нет» эффективность воздействия на финансовый рынок.

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами.

Роль финансового рынка

- мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;

- эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями;

- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;

- формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;

- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;

- формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;

- ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков.

Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США - штатам, в Германии - землям).

Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками - более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берет на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке.

Таким органом является в США Комиссия по ценным бумагам. В соответствии с действующим порядком на нее возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании.

Помимо центрального органа в США важнейшую роль в регулировании фондового рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой является необходимым требованием Комиссии по ценным бумагам.

Деятельность саморегулирующих организаций в Великобритании была подвергнута критике из-за попыток нанести ущерб интересам инвесторов, и сейчас работа на фондовом рынке в стране регулируется в основном государством.

Необходимо отметить, что кроме профессиональных участников фондового рынка на нем работает большое число институциональных инвесторов, обладающих значительными финансовыми ресурсами, которые, попадая на рынок, во многом определяют ситуацию на нем. К таким участникам можно отнести банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

В Германии традиционно основными действующими лицами на финансовых рынках являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу фондового рынка, и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера и инвестора одновременно. Следует, однако, отметить, что нарушений этического характера со стороны банков в Германии отмечено намного меньше, чем в США и Великобритании.

Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой "золотую середину" между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели).

Международный финансовый рынок является феноменом рыночных отношений и поэтому так же, как другие явления рыночной экономики, объективно представляет собой объект регулирования.

Регулирование международного финансового рынка — это комплекс методов и мер в сфере международных финансовых отношений (валютных, кредитных, фондовых, инвестиционных и страховых), направленных на упорядочение движения финансовых потоков на международном финансовом рынке.

Основными целями регулирования международного финансового рынка являются следующие:

·  поддержание финансовой стабильности во всех секторах международного финансового рынка (регулирование процентных ставок, финансовых и инвестиционных рисков, рисков страхования);

·  обеспечение неинфляционного экономического роста (регулирование денежной массы, валютных курсов, таргетирование инфляции);

·  обеспечение движения капиталов (денежных потоков) между отраслями и странами (регулирование платежных балансов, валютных курсов);

·  формирование системы финансовой безопасности во всех секторах международного финансового рынка.

Как свидетельствует мировая история возникновения и развития международного финансового рынка в условиях рыночной экономики, объективно необходимо осуществление государственного и рыночного регулирования всех структурных составляющих международного финансового рынка. На международном финансовом рынке формируются спрос и предложение валют, кредитов, фондовых ценностей, инвестиций, страховых услуг, а следовательно, и цены (курсы и проценты) на все эти продукты финансового рынка.

Рыночное регулирование международного финансового рынка подчиняется закону стоимости и закону спроса и предложения. Действие этих законов на международном финансовом рынке обеспечивает в условиях конкуренции соответствие международных финансовых потоков потребностям глобальной мировой экономики. Через ценовой механизм и сигналы динамики курсов (цен) отдельных финансовых продуктов экономические агенты узнают о запросах покупателей этих продуктов (спрос) и возможностях их предложения (предложение). Тем самым рынок выступает как саморегулирующаяся и самоналаживающаяся система.

Несмотря на возможности саморегулирования международного финансового рынка как любого рыночного механизма, он не представляет собой абсолютно устойчивую систему, которая отлаживается в любых условиях. Любое экономическое явление подвержено воздействию большого количества субъективных факторов: политических, социальных, информационных, культурологических и др. Под их воздействием международный финансовый рынок не всегда способен к самобалансированию. Он требует государственного вмешательства в случаях, когда не может отрегулироваться самостоятельно. Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития международного финансового рынка в процессе его регулирования целесообразно использовать принципы и кейнсианства, и монетаризма. В результате сформировался механизм международного финансового рынка, представляющий синтез рыночного и государственного регулирования.

Рыночное и государственное регулирование международного финансового рынка дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы для развития (идеи монетаристов), а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования секторов финансового рынка (идей неокейнсианцев). Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной экономической ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях экономических кризисов, войн, политических конфликтов, общей нестабильности экономики преобладает государственное регулирование, порой весьма жесткое, а при стабилизации финансово-экономической ситуации происходит либерализация финансового рынка, поощряется конкуренция.

Но и в условиях рыночного регулирования международного финансового рынка государства всегда оставляют за собой право финансового контроля в целях регламентации и надзора за деятельностью этого рынка.

Вся система рыночных и государственных методов регулирования международного финансового рынка может быть разбита на следующие логические пары:

·  прямые и косвенные;

·  общие и специальные;

·  структурные и текущие методы.

Следует особо подчеркнуть, что все указанные методы работают синхронно во всех секторах международного финансового рынка.

 Регулирование международного финансового рынка

 

Одним из вариантов классификации методов регулирования международного финансового рынка является их разбивка на специальные и общие. Специфика того или иного метода регулирования определяется особенностями конкретного сектора международного финансового рынка. Особенно широк спектр специальных методов регулирования на международном валютном рынке, что связано с большим количеством требующих специального регулирования объектов на этом рынке: валютный курс и валютные операции, платежный баланс и валютные резервы.

К специальным методам регулирования валютного курса прежде всего относится таргетирование денежной массы (оно же применяется при регулировании платежного баланса).
Увеличение любого компонента денежной массы в обращении при прочих равных условиях приводит к росту цен и снижению покупательной способности национальной валюты. Неомонетаристы (М. Фридмен и его последователи) считают, что основной причиной роста цен и снижения курса национальной валюты является увеличение денежной массы. Поэтому конечная цель регулирования валютного курса — стабильность цен. Именно на этом выводе основывается вся система специальных монетаристских методов регулирования валютного курса.

Кроме регулирования валютного курса к специальным методам регулирования на валютном рынке относятся и так называемые валютные ограничения в области экспорта и импорта. К специальным валютным ограничениям по экспорту относятся формирование рациональной структуры валютных резервов путем их диверсификации, предотвращение утечки капиталов за границу, регулирование кредитных взаимоотношений экспортеров и иностранных покупателей. Валютные ограничения по экспорту дополняются системой ограничений по импорту. С их помощью осуществляются выравнивание национального платежного баланса, рациональное использование валютных резервов, уменьшение влияния спекулятивных капиталов, создание протекционистских условий для внутренних производителей, формирование оптимальной структуры импорта, недопущение получения и предоставления неразрешенных кредитов и авансовых платежей, дискриминация поставок из отдельных стран и по отношению к конкретным товарам. Именно система валютных ограничений определяет режим конвертируемости валюты — замкнутая, частично конвертируемая или полностью конвертируемая валюта.

К специальным методам регулирования на международном валютном рынке относятся также методы регулирования платежного баланса.

Специальные методы регулирования фондового сектора международного финансового рынка направлены на страхование операций с ценными бумагами и представляют собой практику выпуска ценных бумаг с дополнительными страховыми условиями. В их числе: двухвалютные облигации, по которым номинал и выплата процентов номинированы в одной валюте, а погашение в другой валюте, что позволяет проводить процентный арбитраж на двух рынках; долговые обязательства, позволяющие инвестору переключаться с одного на другой рынок ценных бумаг; индексируемые долговые обязательства, сумма платежа по которым зависит от индекса цен определенных товаров; конвертируемые облигации, обмениваемые на акции эмитента по курсу, выбираемому их владельцем; конвертируемые облигации с премией по опциону «пут», что позволяет владельцу ценных бумаг продать их по цене выше номинала. Синтетические финансовые инструменты создаются на основе нескольких сделок (например, облигация с фиксированной ставкой процента в сочетании со «свопом» с плавающей ставкой становится синтетическим финансовым документом с плавающей ставкой процента). Используется перекрестное (кросс-) хеджирование одного финансового документа при помощи другого финансового документа на основе котировок другого фондового рынка или индекса.

Специальные методы регулирования кредитного сектора международного финансового рынка формируются в том же направлении, что и косвенные методы регулирования этого сектора. Это изменение ставки процента, пересмотр норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика. Подходы при применении специальных методов те же, что при косвенном регулировании, — рестрикционные и/или экспансионистские.

Специальные методы регулирования международного рынка инвестиций направлены прежде всего на международную унификацию и либерализацию национального налогового законодательства, разработку новых международных информационных технологий.

Таким образом, для регулирования международного финансового рынка применяется разветвленная система специальных методов. Она позволяет посредством рыночных или государственных методов регулировать и контролировать международный финансовый рынок. Среди специальных методов регулирования международного финансового рынка преобладают рыночные методы с высокой степенью их детализации.

Общие методы регулирования международного финансового рынка воздействуют на поведение агентов рынка, его конъюнктуру, структуру и взаимную сбалансированность всех секторов международного финансового рынка, взаимодействие и взаимопроникновение этих секторов в рамках единого международного финансового рынка.

Общее регулирование международного финансового рынка включает несколько уровней:

·  частные компании и экономические агенты — банки, корпорации, посредники, агенты, специализированные финансовые организации;

·  национальные государства (министерство финансов, центральный банк, органы финансового контроля);

·  межгосударственный уровень (международные финансовые организации).

Общие методы регулирования международного финансового рынка преследуют несколько целей: координацию финансовой политики отдельных агентов международного финансового рынка, национальных государств, международных финансовых организаций; выработку системы мер (национальных и межнациональных) для выхода из структурных кризисов международного финансового рынка. Эти цели достигаются с помощью международной финансовой политики, которая определяет подготовку, принятие и реализацию решений по проблемам регулирования финансового рынка.

Необходимость выработки международной финансовой политики в области регулирования международного финансового рынка обусловлена следующими причинами:

·  усилением взаимозависимости международной глобальной экономики с международным финансовым рынком;

·  усилением взаимосвязи и взаимопроникновения всех секторов международного финансового рынка;

·  изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием международного финансового рынка в пользу рыночного регулирования в условиях либерализации хозяйственных отношений;

·  огромными масштабами международного финансового рынка, который отличается нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов и процентных ставок, особенно в условиях финансовых кризисов.

Финансовая политика в области регулирования международного финансового рынка в зависимости от целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурное регулирование международного финансового рынка — это совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений на этом рынке. Она реализуется в форме финансовых реформ. В разных секторах международного финансового рынка финансовые реформы (структурное регулирование) принимают различные формы.

Структурная международная финансовая политика влияет на текущую. Текущая международная финансовая политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное оперативное регулирование функционирования международного финансового рынка.

Таким образом, методы регулирования международного финансового рынка весьма многообразны, находятся в постоянной динамике, возникают все новые и новые методы регулирования. Однако все они не выходят за рамки данной классификации и могут быть размещены в определенном разделе.
Категория: Финансы и кредит | Добавил: MisFir (26.11.2011)
Просмотров: 10010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: