Приветствую Вас Гость | RSS

Всё самое интересное из разных наук

Понедельник, 20.11.2017, 22:02
Главная » Статьи » Лекции и материалы » Финансы и кредит

Регулирующие функции государства на финансовом рынке: российская и международная практика

Регулирующие функции государства на финансовом рынке: российская и международная практика

 

Особенности организации финансов в экономически развитых странах

Особенности финансов зарубежных стран

Тезисы

Факторы, влияющие на организацию финансов в экономически развитых странах. Модели построения финансовых систем. Континентально-европейская (банковская), американская (фондовая) финансовые системы. Особенности регулирования финансового рынка. Направления совершенствования финансовых систем.

27.1.

Факторы, влияющие на организацию финансов

Между существующими на Западе финансовыми институтами и их российскими аналогами имеются весьма существенные различия. Это касается и финансовых рынков, их основных участников — банков, крупнейших компаний, институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), населения и государства. В отличие от России, ведущую роль на современных финансовых рынках Запада играют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (инвестиционные и паевые фонды и др.).

До сих пор не удалось сформировать единого мнения по модели этих институтов. Все теоретические построения связаны с выявлением общей доминирующей модели финансирования в рамках двух основных моделей финансовых рынков: банковской (континентально-европейской) и фондовой (американской).

В банковской (континентально-европейской) финансовой системе основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике.

В фондовой (американской) финансовой системе наблюдается более прямая связь первичных собственников капитала (сбережений) и предприятий, реализуемая через рынки капитала. При этом финансовые посредники, как правило, представлены страховыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами. Для России также актуальным остается определение роли и места банковского и фондового финансирования хозяйственного развития с учетом международного опыта.

К настоящему времени сформировались ведущие школы финансового менеджмента.

Основная роль в англо-американской школе принадлежит совету директоров, рынку ценных бумаг и рынку корпоративного контроля. Модель базируется на распыленности капитала (владельцы собственного и заемного капитала представлены держателями акций и облигаций) и относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками. В значительной степени их участие достигается реальной возможностью «голосовать руками и ногами». В условиях высокой степени развития финансового и фондового рынка и сильной правовой базы такого участия достаточно для обеспечения прозрачности финансовой информации. Все это способствовало выдвижению в качестве стратегической цели максимизации рыночной оценки капитала компании. Именно эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента.

В основе европейской школы финансового менеджмента лежит принцип социального взаимодействия, в круг основных участников, в отличие от американской, входя и ключевые поставщики, и трудовой коллектив, и потребители продукции, а также банки и различные общественные организации. Основные элементы этой модели — двухуровневый совет директоров (управленческий и наблюдательный советы), представительство всех заинтересованных сторон. Европейская модель работает в «связанной» финансовой системе, где имеется слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходит обеспечение требуемой доходности на вложенные средства. В странах с переходной экономикой (таких, как Россия) присутствуют все необходимые элементы корпоративного управления, но ни один из них в реальной действительности не работает. Государственное регулирование и экономическая политика зависят от политических интересов различных групп, что создает высокую степень неопределенности. Основное в этой модели — отсутствие разделения права собственности и контроля.

27.2.

Особенности регулирования финансового рынка в разных странах

Финансовый рынок находится в центре внимания экономической науки. О чем свидетельствуют разработки в сфере финансового менеджмента. При этом главным образом американские ученые удостоены нобелевских премий в этой сфере.

Объединение Европы, хотя и привело к сближению институтов фондовых рынков ведущих стран, все же сохранило их своеобразие, опирающееся на многовековые традиции и историю. Первыми биржами, на которых велась торговля ценными бумагами, были Антверпенская (1531 г.), Лионская и Амстердамская (1611 г.) биржи, сохранившиеся до наших дней. Однако только в 1773 г. возникла первая специализированная фондовая биржа в Лондоне. В настоящее время объем фондовых рынков (капитализация акций и облигационная задолженность) трех ведущих стран Европы — ФРГ, Великобритании и Франции — составляет около 7 трлн долларов из приблизительно 24 трлн долларов мирового рынка акций.

Фондовый рынок Великобритании прочно занимает третье место после США и Японии по объему капитализации и первое — по объему международных опреаций с ценными бумагами.

На Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) ведется торговля 60% всех акций, предлагаемых на продажу за пределами территорий иностранных государств, а по странам Европы число акций доходит до 90%. С 1986 г. ЛФБ, бывшая ранее ассоциацией, преобразовалась в акционерной общество. Ее акционерами являются более 410 брокерско-дилерских фирм.

В структуре фондового рынка Франции, как и Германии, традиционно велик удельный вес рынка облигаций, в 4 раза превышающего по обороту рынок акций. Другой специфической чертой фондового рынка ФРГ является малая доля населения в акционерном капитале. Только 6% населения являются акционерами. Особую роль в экономике страны играют банки. Именно они, а не эмиссия акций, в основном удовлетворяют потребности корпораций в долгосрочном капитале. В Германии существуют очень жесткие ограничения на приобретение контрольных пакетов акций. В отличие от англосаксонских стран здесь практически невозможны «враждебные» поглощения компаний. В ФРГ функционирует восемь фондовых бирж. Основными игроками на бирже являются банки, при этом абсолютно доминируют три крупнейших немецких банка: «Дойче банк», на который приходится треть всего оборота, «Dresdner Bank» и «Commerzbank».

Регулирование фондовых рынков ведущих европейских стран имеет свои особенности. В Великобритании регулирование рынка ценных бумаг традиционно осуществляют сами профессиональные участники рынка. Закон о финансовых услугах (1986 г.) формально установил государственный контроль, но фактически сохранил традиционную систему.

Во Франции фондовый рынок регулируется Министерством экономики и финансов в основном через Комиссию по биржевым операциям. Кроме того, в регулировании рынка участвуют саморегулируемые организации, такие как Совет фондовых бирж, Общество французских бирж и Французская Ассоциация биржевых сообществ.

Традиционно регулирование фондового рынка Германии осуществлялось специальными органами федеральных земель. С 1994 г. по Закону об операциях с ценными бумагами основные функции регулирования переданы Центральной федеральной комиссии по ценным бумагам. Поскольку основными участниками рынка в ФРГ являются банки, важнейшую роль в регулировании играет Центральный банк Германии, а также Федеральная надзорная палата по банкам.

В Азиатском регионе бесспорно доминирующую роль играет Япония. Объем капитализации рынка акций Японии составляет 10% мирового объема. На становление японского фондового рынка значительное влияние оказали США, особенно в период послевоенной оккупации. Однако, несмотря на внешнее формальное институциональное сходство японского и американского фондовых рынков, неформальные японские институты имеют большое своеобразие. В экономике Японии исторически утвердилась власть банков и связанных с ними финансовых групп (дзайбацу), возникших сразу после революции Мэйдзи в 1868 г. Отсюда специфическое японское отношение к акционерному капиталу. В отличие от Европы и Америки японская компания, приобретая акции другой компании, рассчитывает не столько на дивиденды, сколько на возможность стратегического партнерства, получения с ее помощью заказов, займов, новых технологий и т.д. Если учесть, что около 75% акций владеют институциональные инвесторы, то становятся очевидными определенные преимущества японских акционерных обществ. Японская корпорация будет держать падающие акции партнера для сохранения «хороших отношений», в то время как американский частный инвестор постарается избавиться при малейшей угрозе падения. Кроме того, японцы могут тратить гораздо большую часть прибыли на развитие корпорации, в меньшей степени заботясь о дивидендах.

Вплоть до середины 1980-х гг. японский фондовый рынок строго охранялся от иностранного влияния. Сейчас иностранные инвесторы допущены на японские фондовые биржи, однако их доля ограничена и не превышает 5—6%. Здесь роль основного регулятора рынка взяло на себя министерство финансов. В целом на японской концепции государственного регулирования основывается партнерство государства и частного бизнеса. В частности, в Японии соблюдается неформальная традиция (амакудари), в соответствии с которой отслуживший до 55 лет госслужащий в качестве вознаграждения получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе.

Азиатские гиганты — Китай и Индия — пока не имеют адекватного их огромному потенциалу фондового рынка. Однако уже сейчас капитализация рынка акций Индии достигла 40% ВВП. В Китае все акции обращаются на двух биржах — Шензенской и Шанхайской. Рыночная капитализация Китая составляет около 25% ВВП, а количество акционеров не превышает 25 млн человек.

Свою специфику имеет финансовая система в исламских государствах, где банковские учреждения предпочитают именоваться «финансовым домами» либо «фондами», «союзами». Таковы, к примеру, «Кувейтский и Исламский финансовые дома», «Исламский инвестиционный фонд», «Исламский трастовый союз» и другие инвестиционные структуры, являющиеся ведущими исламскими банками. В контексте усиления религиозного фактора на международные экономические отношения прослеживается воздействие арабского финансового капитала и исламских банков на функционирование всей международной валютной системы. С 2001 г. арабские страны встали на путь целенаправленного создания международного исламского валютного рынка. Это решение вызвано также во многом факторами религиозного толка, поскольку правила торговли валютой (кассовые конверсионные валютообменные операции, включая контракты «спот»), как и принципы валютного дилинга и валютного арбитража, присущие международному валютному рынку, объективно не соответствуют по своей сути нормам и обычаям шариата, неся в себе все элементы чисто спекулятивных обменных сделок, которые запрещаются Кораном и современной исламской экономической доктриной.

Категория: Финансы и кредит | Добавил: MisFir (26.11.2011)
Просмотров: 1649 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: