Национальный рынок капитала в
условиях финансовой глобализации. Основные проблемы развития фондового рынка
России и пути их решения
Проблемы
развития фондового рынка России
Сегодня фондовый рынок России относится к развивающимся фондовым рынкам, но при этом за последнее время он набрал хорошие
обороты. Во многих случаях еще лучшее развитие становится невозможным из-за
проблем развития фондового рынка России.
В первую очередь проблемой является то, что многие
участники фондовой биржи не до конца понимают возможностей заключения сделок
разными способами, слабо разбираются в видах операций на фондовом рынке. Кроме того, очень часто получается, что участники
сделок имеют низкую инвестиционную культуру. Из-за этого фактора капитализация
фондового рынка не возрастает в быстром темпе.
Проблемой развития фондового рынка России также
является законодательство, которое не отражает все положения работы инвесторов
и участников биржи. Сегодня законодательная база более развита, но вначале истории российского фондового рынка отсутствовала. В результате этого даже сейчас
проблемой развития фондового рынка России является наличие спекулянтства на
биржах. Данное явление постепенно ликвидируется, но даже сегодня оно часто
напоминает о себе.
Не менее существенной проблемой развития фондового
рынка России является то, что существуют всего два монополиста на рынке –
Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система
(РТС). В результате этого получается, что другие инвесторы не имеют возможности
подступиться к инвестициям и акциям. Эта проблема существует с начала основания
российского фондового рынка. Монополисты скупают акции оптом и получают на этом
прибыло, остальные же н могут позволить себе таких генеральных закупок.
Многие мелкие компании не рискуют выводить свои акции
на фондовый рынок только потому, что в результате оптовых закупок, компания
может незаметно слиться с другой, более крупной компанией. И проблемой развития
фондового рынка в России становится неразвитый операционный механизм фондовой биржи. Для искоренения этой проблемы необходимо провести
ряд законодательных мер и активно внедрять его в жизнь.
Часто проблемой также становится невозможность
управления финансовыми рисками. Как правило, европейские фондовые биржи имеют
своеобразные страховые компании на фондовом рынке и все риски ведения сделок не значительны. Часто
гарантом отсутствия риска становится и особый механизм заключения сделок,
поскольку культура населения и инвесторов позволяет сделать эту систему более
отлаженной. Пока в России недостаточность образования становится причиной
возникновения проблем развития фондового рынка в России. Нельзя и не отрицать перспективы развития российского фондового рынка, но преобразования станут возможными только в случае
искоренения всех проблем.
Цели,
задачи и результаты развития финансового рынка на период до 2020 года
Целью настоящей Стратегии является формирование
конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.
До 2020 года необходимо решить следующие задачи
развития финансового рынка:
· повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
· обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
· формирование благоприятного налогового климата для его
участников;
· совершенствование правового регулирования на
финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и
прозрачности российского финансового рынка потребуется:
· внедрение механизмов, обеспечивающих участие
многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной
правовой базы срочного рынка;
· создание возможности для секьюритизации широкого круга
активов;
· повышение уровня информированности граждан о возможностях
инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по обеспечению эффективности
инфраструктуры финансового рынка предусматривается:
· унификация регулирования всех сегментов
организованного финансового рынка;
· создание нормативно-правовых и организационных условий
для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
· создание четких правовых рамок осуществления клиринга
обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового
рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
· повышение уровня предоставления услуг по учету прав
собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового
климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных
направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и
2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового
законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:
· совершенствование режима налогообложения услуг,
предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми
инструментами налогом на добавленную стоимость;
· совершенствование режима налогообложения налогом на
прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
· совершенствование налогообложения доходов физических
лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
В целях реализации задачи по совершенствованию
правового регулирования на финансовом рынке необходимо:
· повышение эффективности регулирования финансового
рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников
финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников
финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми
организациями;
· снижение административных барьеров и упрощение
процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
· обеспечение эффективной системы раскрытия информации
на финансовом рынке;
· развитие и совершенствование корпоративного управления;
· принятие действенных мер по предупреждению и
пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Развитие
Российского фондового рынка
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой
возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление
которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка
ценных бумаг.
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития
российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса,
политической и социальной нестабильности.
Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания
финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на
выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на
цели восстановления и развития производства в России.
Улучшение качественных характеристик рынка:
наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг
(для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер
капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен
достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения
и рекапитализации фондового рынка;
пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной
профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на
себя как государственные, так и саморегулируемые организации).
Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области
восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный
выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на
фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования
хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);
формирование согласованной системы государственного регулирования фондового
рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих
государственных органов;
формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая
сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка
ценных бумаг;
ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой
базы для ограничения рисков инвесторов;
создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации
о состоянии рынка ценных бумаг;
формирование активно действующей системы контроля за небанковскими
инвестиционными институтами;
государственная поддержка образования в области фондового рынка;
преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг,которое
переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных
расходов государства, сокращая поступление средств в производство.
Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной
или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для
регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о
деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки
компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих
отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы
показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных
органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
передачи части прав по регулированию рынка регионам;
введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов
государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
государственной поддержки саморегулируемых организаций;
создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные
советы ученых и т.п.).
Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский
фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный
рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей
экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией
государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и
холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме
того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения
финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального
функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование
развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед
правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной
государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий
контроль за ее исполнением.
|